Мольер, который часто бывал в Версале, писал о нем так: «Этот дворец можно назвать заколдованным – искусство и природа слились здесь воедино, чтобы превратить его в само совершенство». По задумке Людовика XIV любой человек может придти в Версаль. Именно по этой причине здесь всегда так много посетителей. Они стремятся сюда, чтобы увидеть несравненную роскошь, изобретательность, искусность и совершенство, которые в этом огромном архитектурном ансамбле достигли невероятных высот. Все это великолепие просто ослепляет.
Людовик XIV привлек к оформлению дворца всех гениальных художников, что привело к смешению стилей. Людовик XV и Людовик XVI последовали этой традиции и в 1662-1789 годах величайшие таланты страны занимались реставрацией Версаля. Перед ними стояла сложная задача: сделать этот дворец центром земного шара и добиться его превосходства всегда и во всем.
Это уникальное место. Экскурсия начинается с мощеного парадного двора, обнесенного оградой. Далее следует осмотр дворца, мраморные лестницы которого, несомненно, внушают робость. Просторные апартаменты короля и анфилада гостиных впечатляют своими размерами и пышностью убранства. Зеркальная галерея (La galerie des Glaces) является апофеозом этой роскоши, тем более что она вновь обрела свое первоначальное великолепие. Магия отражений, игра отблесков света, позолоченные предметы, которые становятся ярче благодаря сиянию солнца – все это изумляет зрителей, как и планировал Людовик XIV. Затем посетители проходят в Гостиную мира (Le salon de la Paix), которая вряд ли сможет поразить их воображение – они все еще не могут забыть водоворот отблесков Зеркальной галереи. Покои короля и королевы, обитые тяжелой переливающейся парчой, сохранившей яркость красок, мебель XVII или XVIII веков, библиотеки, игровая и полуденная гостиные – являют собой волшебное зрелище.
Посетив часовню, невозможно не восхитится строгостью ее стиля. Ее красота покоряет, а ее убранство ни в чем не уступает интерьерам Оперы (l’Opéra) или галереи Крестовых походов (la galerie des Croisades). Стоит посетить малые апартаменты короля, чтобы окунуться в реальность тех времен. Экскурсия не должна быть слишком продолжительной, потому что исключительная изысканность этих комнат может вскружить голову любому.
Посетители покидают замок, ошеломленные его величием, золотом, мерцанием, просторами и изобилием шедевров, которые встречаются на каждом шагу. Они обязательно вернуться, потому что невозможно осмотреть весь замок за один раз. Это воистину ошеломляющее очарование. И оно особенно усиливается в солнечный день. Небесное светило встает напротив окон покоев короля, которые выходят на мраморный двор, и садится за Большим Каналом (le Grand Canal), наполняя блеском Зеркальную галерею. Таково было желание самого короля.